Ақмола облысы мәдениет Государственное коммунальное

басқармасының жанындағы казенное предприятие

«Үкілі Ыбырай атындағы «Акмолинская областная

Ақмола облыстық филармониясы» филармония имени Укили

мемлекеттік коммуналдық Ыбырая» при управлении

қазыналық кәсіпорны культуры Акмолинской области

 

 

ПРОТОКОЛ

о проведении круглого стола на тему

«Декларирование доходов- заслон коррупции»

 

24.01.2023 ж. №1 г.Кокшетау

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

 

«Декларирование доходов- заслон коррупции»

 

СЛУШАЛИ: - Курмангожина А.С.

- Один из самых эффективных инструментовборьбыскоррупцией- это введение всеобщегодекларированиядоходов и расходов граждан, всеобщеедекларированиедоходов и расходов в РК сначала хотели водится для госслужащих, потом для работников государственного сектора экономики, а потом уже для всех граждан.

Ведение деклараций о доходах и имуществе публичных должностных лиц закреплено в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (статья 8), в ряде документов Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития и других международных институтов.

Система деклараций существует во многих странах мира, однако единого стандарта нет, и в каждой стране система имеет свои особенности. В то же время все системы строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения или урегулирования конфликта интересов.

Незаконное обогащение, как гласит статья 20 Конвенции ООН против коррупции, — это «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Незаконное обогащение в соответствии с этой статьей признается уголовно наказуемым деянием.

Особо следует отметить, что конвенция накладывает ограничения в отношении презумпции невиновности должностного лица, поскольку на нем лежит бремя доказательства законности происхождения имущества.

Важным аргументом в обоснование использования деклараций для противодействия коррупции является тот факт, что данная норма упрощает привлечение к ответственности недобросовестных лиц. Доказать факт получения взятки или иной выгоды бывает непросто. Намного проще доказать факт сокрытия в декларации конкретного имущества или определенного коммерческого интереса. Также система деклараций доходов и имущества используется при возвращении активов, выведенных за пределы страны. В современном мире регулярно возникают ситуации, когда чиновник приобретает недвижимость за рубежом и, в случае возникновения проблем на родине, покидает страну. Если система деклараций эффективно работает, то доказывать незаконность происхождения имущества становится проще. Например, если имущество не было указано в декларациях, то можно возбуждать вопрос о его нелегальном происхождении.

Одной из приоритетных задач государства является четкое и грамотное управление налогообложением, так как именно от уровня организации данного процесса зависит эффективность налоговой политики страны. Взимание налогов – древнейшая функция государства и одно из основных условий развития общества на пути к экономическому и социальному развитию. Как показывает международный опыт, важным условием для решения задачи полномасштабного администрирования налогообложения доходов физических лиц в целях снижения размеров теневой экономики являетсявсеобщее декларирование доходов и имуществанаселения.

Целью перехода к всеобщему декларированию является создание системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями, а также усиление роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет. Основными задачами по обеспечению перехода к всеобщему декларированию являются:

- разработка методологических основ введения всеобщего декларирования и их законодательное обеспечение;

- проведение мероприятий по подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц;

- создание максимально удобной для населения процедуры декларирования доходов и имущества;

- широкомасштабное информирование населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию;

- оказание методической помощи населению со стороны государства по составлению и представлению декларации;

- создание эффективной системы камерального контроля деклараций физических лиц.

Реализация декларирования доходов будет способствовать:

  • противодействию теневой экономике;
  • снижению уровня коррупции в государственных органах;
  • расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;
  • повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

На основании статьи 45-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» всеобщее декларирование в Казахстане вводится в 4 этапа.

1 этап - с 1 января 2021 года

  • лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
  • лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
  • лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;
  • лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республики Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан», «О страховой деятельности»,«О рынке ценных бумаг».

Понятия вышеперечисленных лиц закреплены в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции». Кроме этого Реестр должностей политических и административных государственных служащих, утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 150 «Об утверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих».

2 этап - с 1 января 2023 года

  • работники государственных учреждений (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.) и их супруги;
  • работники субъектов квазигосударственного сектора и их супруги.

3 этап - с 1 января 2024 года

  • руководители, учредители (участники) юридических лиц и их супруги;
  • индивидуальные предприниматели и их супруги.

4 этап - с 1 января 2025 года

  • оставшиеся категории граждан

Какие формы деклараций физических лиц должны будут сдавать физические лица при всеобщем декларировании?

При вхождении в систему декларирования будет представляться декларация об активах и обязательствах (форма 250.00).

В последующем, население будет сдавать ежегодно декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00).

Сроки представления деклараций

Декларация об активах и обязательствах представляется по месту жительства (пребывания):

  1. в случае представленияна бумажном носителе– не позднее15 июлятекущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации;
  2. в случае представленияв электронном виде– не позднее15 сентябрятекущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации.

Данные сроки представления декларации не распространяются на лиц, которые представляют декларацию в качестве:

  • кандидатов на выборные должности в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
  • кандидатов на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супругов;
  • лиц, желающих стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющим инвестиционным портфелем в соответствии с законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», и их супругов.

Кандидаты на выборные должности и их супруги представляют декларацию до регистрации в качестве кандидата. Сведения отражаютсяна первое число месяца начала срока выдвижения.

Кандидаты на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супруги представляют декларацию до вынесения акта должностного лица (органа), имеющего право назначения на должность, о назначении на должность. Сведения отражаютсяна первое число месяцапредставления декларации.

 

Председатель заседания Н. Шайкенова

 

Секретарь О. Кошманов

На сайте

Сейчас на сайте 101 гость и нет пользователей