22.01.2025 ж.​​​​      №1​​                 г.Кокшетау

ПОВЕСТКА ДНЯ

«Комплаенс-служба квазигосударственных организаций как эффективный рычаг противодействию коррупции»

СЛУШАЛИ: - Курмангожина А.С.

    

    Комплаенс-служба квазигосударственныхорганизаций как эффективный рычаг противодействию коррупции.

    Говоря о мерах, направленных на противодействие коррупции в квазигосударственном секторе, отметим введение запрета на трудоустройство в квазигоссекторе лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, а также закрепление на законодательном уровне обязанности для квазигосударственных организаций открытия антикоррупционных комплаенс-служб. 

     В настоящее время обеспечено 100%-ноевнедрение комплаенс-службы в квазигосударственном секторе области. Конечная цель в том, чтобы антикоррупционный комплаенсбыл действительно работающим механизмом и стал неотъемлемой частью корпоративной культуры организации.

    Главный принцип работы комплаенс-службы в том, чтобы ее офицеры были независимыми и в своей организации прививали антикоррупционную культуру и выявляли коррупционные риски.

    Глава государства в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» отметил, что корпоративное управление сегодня превращается в дополнительную бюрократическую процедуру и требует улучшения. 

   В этой связи усиление борьбы с коррупцией и применение современных методов ее предотвращения являются актуальными задачами квазигосударственного сектора.

    Система антикоррупционного комплаенсаявляется одним из эффективных инструментов профилактики коррупции в организациях, а также одновременно сложным и комплексным проектом, требующим внимания от внедрения. Что касается качества работы комплаенс-служб и проводимых внутренних анализов коррупционных рисков, необходимо отметить, что прошло недостаточно времени, есть некоторые недоработки, которые необходимо в дальнейшем исправить.

    Безусловно, с учетом лучших международных практик с каждым годом противодействие коррупции в Казахстане становится более системным, инструментарий расширяется, а неприятие коррупции как среди граждан, так и среди госслужащих с каждым годом растет. Однако, не останавливаясь на этом, антикоррупционное ведомство продолжает развивать и совершенствовать методы своевременного предотвращения коррупции.

    В Казахстане продолжается внедрение передовых мировых антикоррупционных стандартов. Одним из них является внедрение и постоянное активное использование антикоррупционной политики в корпоративном секторе в рамках реализации поручений главы государства по противодействию коррупции корпоративной.

   Добропорядочность при осуществлении обязанностей должна стать незыблемым стандартом, об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций. Практика применения комплаенса широко развита в корпоративном секторе международного уровня. Одна из основных задач специалистов комплаенса– соблюдение требований антикоррупционного законодательства, защита деловой репутации организации. Важнейший приоритет – профилактика, контроль при приеме на работу, корпоративное обучение персонала, анализ дел, проверка контрагентов и аффилированности лиц. Данный процесс заметно активизировался в квазигосударственном секторе с законодательным введением института антикоррупционного комплаенса, который осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа.

    Норма о наличии антикоррупционной комплаенс-службы обязательна для субъектов квазигосударственного сектора, но к ней интерес проявляет также и частный бизнес. По данным Антикора, уже сегодня более 6 тыс. субъектов квазигоссектора и частного сектора по Казахстану внедрили такие комплаенс-службы. Агентство по противодействию коррупции методологически сопровождает деятельность комплаенс-служб, совместно с академией госуправления на постоянной основе проводятся семинары, ориентированные на практику.

   В целом, в искоренении коррупции важен широкий функционал комплаенс-служб. Он должен стать одним из приоритетных для руководства компаний, их заинтересованность оформляется возлагаемой на них дисциплинарной ответственностью за совершение коррупционных правонарушений их подчиненными. Работники квазигосударственных компаний, уполномоченные на принятие решений по организации госзакупок, ответственные за реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда, занимающие должности не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, также отнесены к субъектам коррупционных рисков. То есть они в полном объеме принимают на себя антикоррупционные ограничения, предусмотренные законом о противодействии коррупции, и несут серьезную ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

    Внедрение и работа комплаенс-служб становится эффективной мерой предотвращения злоупотреблений со стороны работников квазигоссектора и исключения коррупционных рисков.

   Для усиления роли комплаенса готовятся поправки в закон,  в том числе разработка единого типового положения о комплаенс-службе , где определят приоритетные функции антикоррупционного комплаенса, такие как антикоррупционный мониторинг и выявление коррупционных рисков в деятельности организаций. Сюда входят антикоррупционное просвещение, выявление и урегулирование конфликта интересов, развитие корпоративных этических ценностей и др.

    Выявлять коррупционные риски быстрее и эффективнее можно с помощью внедрения цифровых технологий в антикоррупционный комплаенс. 

   Один человек не может уследить за всем вживую и предотвратить все коррупционные риски, особенно если компания большая. Но если этому человеку дать цифровой инструмент, настроенный на выявление подозрительных с точки зрения коррупционных рисков событий, можно охватить все, что происходит в организации. Цель цифровизации – настройка датчиков по определенным стандартам, который будет помогать одному человеку из комплаенс-службы работать, как тысяча человек. Охват процессов благодаря цифровизации намного больше.

     В квазигоссекторе с введением комплаенс-службы началась активная работа по цифровизации. 

Конкурсы по принятию на работу, подписание контрактов стали прозрачнее.

На сайте

Сейчас на сайте 256 гостей и нет пользователей