Декларирование доходов- заслон коррупции

 Один из самых эффективных инструментов борьбы с коррупцией - это введение всеобщего декларирования доходов и расходов граждан,  всеобщее декларирование доходов и расходов в РК сначала хотели водится для госслужащих, потом для работников государственного сектора экономики, а потом уже для всех граждан.

Ведение деклараций о доходах и имуществе публичных должностных лиц закреплено в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (статья 8), в ряде документов Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития и других международных институтов.

Система деклараций существует во многих странах мира, однако единого стандарта нет, и в каждой стране система имеет свои особенности. В то же время все системы строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения или урегулирования конфликта интересов.

Незаконное обогащение, как гласит статья 20 Конвенции ООН против коррупции, — это «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Незаконное обогащение в соответствии с этой статьей признается уголовно наказуемым деянием.

Особо следует отметить, что конвенция накладывает ограничения в отношении презумпции невиновности должностного лица, поскольку на нем лежит бремя доказательства законности происхождения имущества.

Важным аргументом в обоснование использования деклараций для противодействия коррупции является тот факт, что данная норма упрощает привлечение к ответственности недобросовестных лиц. Доказать факт получения взятки или иной выгоды бывает непросто. Намного проще доказать факт сокрытия в декларации конкретного имущества или определенного коммерческого интереса. Также система деклараций доходов и имущества используется при возвращении активов, выведенных за пределы страны. В современном мире регулярно возникают ситуации, когда чиновник приобретает недвижимость за рубежом и, в случае возникновения проблем на родине, покидает страну. Если система деклараций эффективно работает, то доказывать незаконность происхождения имущества становится проще. Например, если имущество не было указано в декларациях, то можно возбуждать вопрос о его нелегальном происхождении.

     Одной из приоритетных задач государства является четкое и грамотное управление налогообложением, так как именно от уровня организации данного процесса зависит эффективность налоговой политики страны.  Взимание налогов – древнейшая функция государства и одно из основных условий развития общества на пути к экономическому и социальному развитию. Как показывает международный опыт, важным условием для решения задачи полномасштабного администрирования налогообложения доходов физических лиц в целях снижения размеров теневой экономики является всеобщее декларирование доходов и имущества населения.

Целью перехода к всеобщему декларированию является создание системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями, а также усиление роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет. Основными задачами по обеспечению перехода к всеобщему декларированию являются:

- разработка методологических основ введения всеобщего декларирования и их законодательное обеспечение; 

- проведение мероприятий по подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц;

- создание максимально удобной для населения процедуры декларирования доходов и имущества;

- широкомасштабное информирование населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию;

- оказание методической помощи населению со стороны государства по составлению и представлению декларации;

- создание эффективной системы камерального контроля деклараций физических лиц.

Реализация декларирования доходов будет способствовать:

  • противодействию теневой экономике;
  • снижению уровня коррупции в государственных органах; 
  • расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;
  • повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

На основании статьи 45-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» всеобщее декларирование в Казахстане вводится  в  4 этапа.

1 этап - с 1 января  2021 года

  • лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
  • лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
  • лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;
  • лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республики Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан», «О страховой деятельности»,  «О рынке ценных бумаг».

Понятия вышеперечисленных лиц закреплены в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции». Кроме этого Реестр должностей политических и административных государственных служащих, утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 150 «Об утверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих».

2 этап - с 1 января  2023 года

  • работники государственных учреждений  (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.) и их супруги;
  • работники субъектов квазигосударственного сектора и их супруги.

3 этап - с 1 января  2024 года

  • руководители, учредители (участники) юридических лиц и их супруги;
  • индивидуальные предприниматели и их супруги.

4 этап - с 1 января  2025 года

  • оставшиеся категории граждан

Какие формы деклараций физических лиц должны будут сдавать физические лица при всеобщем декларировании?

При вхождении в систему декларирования будет представляться декларация об активах и обязательствах (форма 250.00).

В последующем, население будет сдавать ежегодно декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00). 

Сроки представления деклараций

Декларация об активах и обязательствах представляется по месту жительства (пребывания):

  1. в случае представления на бумажном носителе – не позднее  15 июля текущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации;
  2. в случае представления в электронном виде – не позднее  15 сентября текущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации.

Данные сроки представления декларации не распространяются на лиц, которые представляют декларацию в качестве:

  • кандидатов на выборные должности в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
  • кандидатов на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супругов;
  • лиц, желающих стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющим инвестиционным портфелем в соответствии с законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», и их супругов.

Кандидаты на выборные должности и их супруги представляют декларацию до регистрации в качестве кандидата. Сведения отражаются на первое число месяца начала срока выдвижения.

Кандидаты на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супруги представляют декларацию до вынесения акта должностного лица (органа), имеющего право назначения на должность, о назначении на должность. Сведения отражаются на первое число месяца представления декларации.

На сайте

Сейчас на сайте 276 гостей и нет пользователей